Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проектирование новых станций технического обслуживания автомобилей (СТОА), их реконструкция, расширение осуществляются по общим правилам проектирования предприятий, зданий и сооружений в соответствии со СНиП 1.02.01-85.
Особую роль при разработке проектов СТОА играет технологическое проектирование, результаты которого во многом определяют технический уровень производства ТО и ТР автомобилей и служат основой для разработки других частей проекта, что оказывает существенное влияние на качество проекта в целом. В основу технологического проектирования положены современные технология и организация производства ТО и ТР автомобилей, максимальная механизация производственных процессов, эффективное использование площадей, рациональное взаимное расположение производственных, складских и вспомогательных помещений.
В нашей стране на сегодняшний день парк легковых и грузовых автомобилей увеличивается. Также возрастает потребность в техническом обслуживании и техническом ремонте грузовых автомобилей.
В связи с этим ростом, возникает необходимость строительства новых станций технического обслуживания грузовых автомобилей.
1 Исходные данные для расчета производственной программы проектируемого СТО
Для выпоглнения проектирования СТО зададимся автомобилями, а также их среднегодовым пробегом. Данные приведем в таблице 1.
Производственная программа проектируемого СТО по ТО – это запланированное число обслуживаний данного вида (ЕО, ТО-1, ТО-2) за определенный период времени (год, сутки), а также число КР в год.
Определяем годовой плановый пробег всех однотипных автомобилей (тыс. км) по формуле:
,
где – количество всех учетных автомобилей i-й модели;
– среднегодовой пробег i-го автомобиля (тыс. км).
Среднегодовой пробег i-го автомобиля берем из годовых отчетов или определяем по формуле:
.
Так, например, для автобуса ПАЗ-3205 имеем:
= 200 · 250 = 50000 км.
Годовой пробег всех автобусов ПАЗ-3205 составляет:
. = 2 · 50 = 100 тыс. км.
Аналогично проводим расчеты для других автомобилей и данные приведенных расчетов сводим в таблицу 1.
2 Установление нормативов всех видов ТО и ремонта
Перед расчетом производственной программы и годового объема работ необходимо: установить периодичность ТО-1 и ТО-2, определить расчетную трудоемкость ТО одного вида и трудоемкость ТР / 1000 км пробега, рассчитать нормы пробега автомобилей до КР.
Нормативы периодичности ТО, пробег до КР, трудоемкость ТО и ТР / 1000 км принимаем в соответствии с таблицей 3.2 [3] и таблицы В.1 [3]. Эти нормативы с помощью специальных коэффициентов К1...К3, таблицы 3.7-3.11 [3] и [8] корректируем в зависимости от:
- категории условий эксплуатации (КУЭ) – К1;
- модификации подвижного состава и организации его работы – К2;
- природно-климатических условий – К3;
- пробега с начала эксплуатации – К4;
- числа обслуживающих и ремонтируемых автомобилей на предприятии и количества технологически сопряженных групп подвижного состава – К5.
Выходной коэффициент корректировки, равный единице, принимается для случая, который характеризуется набором следующих данных:
- категория условий эксплуатации – 1 (КУЭ);
- модели автомобилей – базовые;
- климатическая зона – умеренная с умеренной агрессивностью окружающей среды;
- пробег подвижного состава с начала эксплуатации составляет 50...75% от пробега до капитального ремонта;
- на предприятии выполняется ТО и ремонт 100...200 единиц подвижного состава, которые составляют три технологически сопряженных группы;
- предприятие оборудовано средствами механизации согласно табелю технологического оборудования.
Результирующий коэффициент корректировки нормативов получаем умножением отдельных коэффициентов:
- периодичности ТО – К1 · К2;
- пробег до КР – К1 · К2 · К3;
- трудоемкость ТО – К2 · К5;
- трудоемкость ТР – К1; К2 · К3 · К4 · К5;
- расходы на запасные части – К1 · К2 · К3.
Например, для автомобиля ЗИЛ 43362 с [3] выбираем: К1 = 1,0; К2 = 1,1 – для трудоемкости ТО и ТР, К2 = 0,95 – для пробега до КР; К3 = 1,0; К4 = 1,04 – для которого пробег с начала эксплуатации, в доле нормативного до КР составляет 1,05; К5 = 1,05 – так как на проектируемом СТО обслуживается 102 автомобиля.
Тогда:
- периодичность ТО-1 – 3000 · 1,0 · 0,95 = 2850 км;
- периодичность ТО-2 – 12000 · 1,0 · 0,95 = 11400 км;
- трудоемкость ЕО – 0,45 · 1,1 · 1,05 = 0,52 чел. ч;
- трудоемкость ТО-1 – 2,5 · 1,1 · 1,05 = 2,89 чел. ч;
- трудоемкость ТО-2 – 10,6 · 1,1 · 1,05 = 12,24 чел. ч;
- трудоемкость СО – 0,20 трудоемкости ТО-2 - 12,24 · 0,2 = 2,45 чел. ч;
- трудоемкость ПР – 0,4 · 1,0 · 1,1 · 1,0 · 1,4 · 1,05 = 6,47 чел. ч;
- пробег до КР – Lкр = 300 · 1,0 · 0,95 · 1,0 = 285 тыс. км.
После КР норма пробега автомобиля должна составлять не менее 80% пробега до КР, то есть:
= 285 · 0,8 = 228 тыс. км.
Скорректированные нормативы периодичности ТО, пробега до КР, трудоемкости работ по ТО и ТР / 1000 км, и продолжительность простоя в ТО-2, ТР-дней / 1000 км и КР-дней сводим в таблицу 2.
Таблица 2 – Нормативы пробегов до капитального ремонта, трудоемкости, периодичности ТО и подвижного состава на ТО и ТР на проектируемом СТО
3 Расчет потребности в ТО и ТР автомобилей
Потребности в ТО и ремонте автомобилей на проектируемом СТО рассчитываем по формулам:
; ; ,
где ; ; – соответственно количество КР, ТО-2, ТО-1 автомобилей i-ой модели;
; ; – соответственно периодичность проведения КР и ТО автомобилей i-ой модели.
– годовой пробег одного автомобиля i-ой модели, тыс. км.
Так, например, для автомобилей ГАЗ 2310 имеем:
= 2470 тыс. км; = 250 тыс. км; = 12,5 тыс. км; = 2,5 тыс. км.
Потребность в КР, ТО-2, ТО-1 на 2021 год составляет:
; принимаем NКР = 10;
; принимаем NТО-2 = 188;
.
Аналогично проводим расчеты потребностей в КР, ТО-2 и ТО-1 для других марок автомобилей На проектируемом СТО и результаты расчетов заносим в таблицу 3.
Таблица 3 – Потребности в ТО и ремонте автомобилей на проектируемом СТО
Фрагмент для ознакомления
3
1. Евтюков С.А., Чудаков А.В., Чудакова Н.В., Шапун М.М. Курсовое и дипломное проектирование наземных транспортно-технологических машин.
2. Рекомендации по организации и оснащению зон участков средствами комплексной механизации производства ТО и ТР автомобилей: Альбом 1, – К.; 1978.
3. Технологический процесс подготовки подвижного состава к эксплуатации. Организация выполнения работ ТО и ТР подвижного состава в АТП. Участок ремонта двигателей. Альбом 2 – К.: НПО «Автотранспорт»,1990.
4. Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей. М., Россельхозиздат, 1974.
5. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным
транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей от 13
марта 1987 года. ГК СССР по труду и социальным вопросам № 153/6.
ВЦСПС №. 142
6. Афанасьев Л.Л. Единые транспортные системы и перевозки. - М.:
Транспорт, 1982. - 382 с.
7. Зязев В.А., Капланович М.С, Петров В.И. Перевозки сельскохозяйственных грузов автомобильным транспортом. - М.:
Транспорт, 1979. - 253 с.
8. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. Техническая эксплуатация автомобилей. - М.: Наука, 2001. - 535 с.
9. Миронюк С.К. Использование транспорта в сельском хозяйстве. - М.: Колос, 1982. - 287 с.
10. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 1988. - 78 с.
11. Рыбаков К.В. Транспорт в сельскохозяйственном производстве. Учебное пособие. - М.: МГАУ, 1998. - 52 с.
12. Рыбаков К.В., Конев А.Ф. Транспорт в сельскохозяйственном производстве. Учебное пособие. - М.: МГАУ, 1996. - 122 с.
13. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. - М.: «Ось-89», 1997. - 48 с.
14. Автосервис: станции технического обслуживания автомобилей: Учебник / Грибут И.З., Артюшенко В.М., Мазаева Н.П. и др. / Под ред. В.С. Шуплякова, Ю.П. Свириденко. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 480 с.
15. Гордиенко В. Н. Ремонт кузовов отечественных легковых автомобилей М.: Атлас-Пресс, 2006. – 256 с.
16. ГОСТ 16350-80 Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических цепей. – М.: Издательство стандартов, 1981. – 113 с.
17. Громаковский А.А., Бранихин Г.И. Покраска автомобиля и кузовные работы – СПб.: Питер, 2009 – 192 с.
18. Карташов, В.П. Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей / В.П. Карташов, В.М. Мальцев. – М.: Транспорт, 2011. – 234 с
19. Краткий автомобильный справочник. Том 3. Легковые автомобили. Часть 2 / Кисуленко Б.В. и др. – М.: НПСТ Трансконсалтинг, 2004. – 560 с.
20. Марков О. Д. Станции технического обслуживания автомобилей. – К.: Кондор, 2008. – 536 с.
21. Марьясина И.Е. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий для автомобильного транспорта. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: МАДИ, 1984. – 99 с.
22. Масуев М.А. Проектирование предприятий автомобильного транспорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
23. ОНТП-01-91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта – М.: Гипроавтотранс, 1991. – 184 с.
24. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта / ЦБНТИ Минавтотранс РСФСР. – М.:Транспорт,1986. – 73 с.
25. Проектирование и реконструкция предприятий автосервиса. Методические указания по выполнению курсового проекта. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. – 55 с.
26. Сервис транспортных средств: учебное пособие / авт. кол.: А. В. Иванов [и др.]. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. – 243 с.
27. Типаж и техническая эксплуатация оборудования предприятий автосервиса: учебное пособие / В.А. Першин [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 413 с.
28. Типовые проекты рабочих мест на автотранспортном предприятии. Изд. 2-e, перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1977. – 197 с.
29. Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. – М.: «Форум-Инфра», 2005. – 256 с.
30. Оборудование для ремонта автомобилей. Под ред. Шахнеса М.М. - М.: Транспорт, 1978.
31. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов. Под редакцией Зорина В.А. М, Мастерство, 2001.
32. Ремонт автомобиля ЗиЛ-130. Липкинд А.Д. М, Транспорт. 1970.
33. Справочник автомобильного механика. Под ред. Афанасьева Л.Л. М, Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы. 1959.
34. Муха Л.П. и др. Приводы машин. Справочник, Под общ. ред. Долгого М.К., – Л., 1975.
35. Детали машин в примерах и задачах: Учебное пособие/ С.Н. Ничипорчик, М.И. Корженцевский, В.Ф Калачев и др. Под общ. ред. С.Н. Ничипорчика. – 2 изд. – Мн.: Выш. Школа, 1981. – 432 с.
36. Основы проектирования деталей машин. В.Л. Устиненко, Н.Ф. Киркач, Р.А. Баласанян. – Харьков: Вища школа, 1983. – 184 с.
37. Баласанян Р.А. Атлас деталей машин: Учеб. пособие для вузов. – Харьков: «Основа», 1996 – 256 с.
38. Безопасность производственных процессов: Справочник/ С.В. Белов, В.Н. Брынза, Б.С. Вешкин и др. Под общ. ред. С.В. Белова. – М.: машиностроение, 1985. – 448 с.
39. Эффективность производства и предпринимательство в автосервисе: учебное пособие / В.П. Бычков, Н.В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 304 с.